Китай. Памятка для крупных покупок.

взято отсюда 

»

При работе с китайцами есть одна небольшая особенность — в силу их менталитета не зазорно кинуть лаовая — иностранца. Что то вроде — что китайцы произошли от Бога, а остальные — от собак.

Все началось с того, что решили заказать 30 тонн нержавеющего листа в Китае. Что мы первым делом сделали — нашли поставщиков через Алибабу — по цене подошли WUXI BAODETONG METAL PRODUCTS CO., LTD (无锡宝德通金属制品有限公司) расположенной по адресу в Уси 无锡市锡山区东北塘石新路21号 , слетали в Шанхай и посмотрели производство. При готовности партии металла прислали своего представителя, чтобы он проверил химический состав и качество покрытия листа из нержавеющей стали.

Решили, что проверит качество и отгрузку одновременно, но отгрузки при нем не было. И этот момент мы прошляпили. Что сделали китайцы — они завысили фактический вес и количество паллет при погрузке. И самый интересный момент в этом — что груз ни при погрузке, ни при принятии на борт — не взвешивается и не проверяется. Документы в страховую компанию они тоже подали неправильные. Морской перевозчик никакой ответственности именно в этом случае не несет. Пломба не вскрыта — ну и пофиг.

Естественно, при получении груза мы об этом всем узнали и благодаря неопытности китайских кидал и допущенных ими ошибок в договоре пригрозили, что будем подавать на них сразу в китайскую полицию. Китайцы потеряли выгодные сделки — это был всего лишь небольшой пробный заказ. Идиоты, что уж тут сказать.

Деньги с трудом вернули, с помощью хорошего переводчика и угроз полицией. Полиция в Китай работает лучше, чем у нас — это единственное, чего китайцы боятся.

Как избежать таких ситуаций и свести вероятность мошенничества к минимуму.

Пункт первый — поиск. В основном на Алибабе. Все эти статусы и рейтинги продавцов — фикция, на них можете не обращать внимания. Как раз «проверенные» и «2 года на алибабе» и кидают. И потом удаляют свой профиль. Полагаю, что эти статусы покупаются за деньги.

Находите, договариваетесь о цене и условиях — хорошо, поехали дальше. Слишком низкая цена на товар — вас уже хотят кинуть.

Пункт два — отсев. Говорите, что пришлете своего представителя для проверки — смотреть производство, качество изделий и так далее. Большинство тут же отсеивается.

Запрашиваем регистрационный сертификат фирмы, экспортную лицензию. (Registration certificate, Export license)

По адресу www.gsxt.gov.cn/corp-query-homepage.html можно вбить регистрационный номер фирмы и посмотреть, были ли у нее суды и претензии. Но это так, 1% от всей проверки.

Продолжаем отсеивать — запрашиваем сертификаты завода на товар, сертификаты ISO, CE, TUV GS, RoHs, UL, Ansi. Сверяем названия заводов и фирмы на всех бумагах. Все бумаги должны быть с печатями, актуальные по дате, без ошибок в названиях материалов и химическом составе. Несовпадения по названиям фирм/заводов возможны, но только у перепродавцов. По названиям в документе можете выйти напрямую на заводы. С другой стороны — заводы могут объединятся в концерны, которые имеют другое юрлицо.

Если не предоставляют документы и копии паспортов — лесом!

Пункт три — договор. Если какие-либо пункты отсутствуют или написаны неправильно — требуйте переделки договора. Не надо его подписывать не читая, только лишь потому, что вас цена устроила. Договор, это очень важная часть подстраховки, которая гарантирует сохранность ваших денег и товар надлежащего качества.

Первое, на что следует обратить внимание в договоре поставки — это пункт о решении споров. В нем четко должно быть прописано: в случае ненадлежащего качества товара и/или нехватки товара сначала спор решается силами обеих сторон в течении 15-30 дней. Затем передается на рассмотрение в CIETAC. Что важное в этой фразе — точное количество дней — иначе спор можно затягивать бесконечно и CIETAC — Китайский арбитражный суд по коммерческим делам — любой другой суд может затягивать дела или трактовать их по-своему. Также должна быть приписка, что проигравшая сторона оплачивает все расходы, в том числе судебные.

Посмотрите договор на наличие пункта о компенсации потерь продавца в зависимости от валютного курса — и вычеркните его. Это обезопасит вас от потерь денег в случае резких изменений валютных курсов.

В договоре должен быть прописаны все необходимые вам документы, пункт назначения, сроки изготовления, способ упаковки, способ транспортировки (борт/трюм). Так же в нем прописывается порядок оплаты — как правило предоплата 30%, остальное после предъявления копий BL (коносамента). Само собой наименование вашей компании, контакты и адрес. Еще добавляете пункт о присутствии вашего представителя при упаковке/погрузке/опломбировании.

Перед подписанием договора отсылайте своего представителя для проверки. Либо засылайте своего работника, либо найдите переводчика в Китае, который согласится это сделать. Пусть сверит название фирмы, адрес, на месте в заводе потребует регистрационный сертификат (и пришлет фото), пусть осмотрит производство (и тоже пришлет фото) и посмотрит качество продукции.

Переводчик должен пробить адрес предприятия, нет ли жалоб на мошенничество по этому адресу.

Если все совпадает — можно подписывать договор. Предварительно запросив копии паспортов менеджера и босса. Так, на всякий случай. Если кинут — есть на кого подать в полицию Китая.

При погрузке проверяйте что грузят и сколько. Контейнер после окончания погрузки должен быть взвешен и опломбирован в присутствии вашего представителя — обязательно сделать фото пломбы, чтобы был виден номер.

Надеюсь, что данная инструкция убережет многие фирмы от убытков, ибо дружба с Китаем у нас только пока на словах. В Китае не знают, что они дружат с Россией. Больше любят американцев — у них денег больше.

Еще крупные сделки можно подстраховать, работая через банковский аккредитив. Тут уж как китайский партнер согласится.

«